Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Минфин России утвердил новые требования к ведению реестра муниципального имущества

С 16 февраля 2024 года утратил силу порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденный Минэкономразвития России приказом от 30.08.2011 N 424.

Старый приказ Минэкономики России утратил силу потому что с 17 февраля текущего года вступает в силу новый порядок, утвержденный Приказом Минфина России от 10.10.2023 N 163н "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" (далее – Приказ Минфина России №163н).

Оба приказа в целом регулируют одни и те же правоотношения, поэтому в большинстве вопросов регулирование сохраняется, однако есть и ряд новых особенностей, которые следует учитывать местным администрациям при реализации полномочий по ведению реестра муниципального имущества.

В частности, муниципалитетам следует иметь в виду, что Приказ Минфина России №163н установил требование присваивать каждому объекту муниципального имущества «реестровый номер». В старом порядке отсутствовало требование о присвоении каждому объекту отдельного реестрового номера.

Структура и правила формирования такого реестрового номера определяются уполномоченным органом местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, муниципалитету в настоящее время следует не только актуализировать установленный порядок ведения реестра муниципального имущества, но и установить правила присвоения реестровых номеров.

Реестровые номера муниципального имущества тем более становятся актуальными, поскольку документом, подтверждающим факт учета муниципального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения реестрового номера и иные достаточные для идентификации муниципального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки. Кстати, форма выписки приведена в Приказе Минфина России № 163н.

Еще один вопрос, требующий решения в муниципалитете – это порядок выдачи выписки из реестра муниципального имущества. Приказ Минфина России №163н устанавливает за представительным органом местного самоуправления право решения вопроса, бесплатно или на платной основе предоставляется выписка. При этом приказ лишь перечисляет ряд лиц, по запросам которых выписка из реестра предоставляется бесплатно (суды, правоохранительные органы и т.д.).

Вообще, Приказ Минфина России № 163н устанавливает, что на запрос заинтересованных органов или лиц уполномоченный на ведение реестра муниципального имущества орган может выдать:

1) выписку из реестра муниципального имущества;

2) уведомление об отсутствии запрашиваемой информации;

3) отказ в предоставлении сведений из реестра в случае невозможности идентификации указанного в запросе объекта.

Также нужно отметить, что из перечня объектов, подлежащих учету в реестре муниципального имущества, пропало упоминание особо ценного имущества, муниципальных унитарных предприятий, учреждений, хозяйственных обществ.

Приказ Минфина России №163н устанавливает лишь требование, что учету подлежит имущество, стоимость которого превышает размер, определенный решениями представительного органа. Таким образом, это третье решение, которое должно быть принято в муниципальном образовании в части нового регулирования порядка ведения реестра муниципального имущества.

Кроме перечисленных новаций в порядке ведения реестра уточнены его разделы и их содержание. Приведены также и требования к гораздо более подробному наполнению разделов, а также установлено требование об обязательности проведения стоимостной оценки каждого объекта, включаемого в реестр муниципального имущества.

Нужно также обращать внимание и на соблюдение процедурных вопросов ведения реестра, поскольку Приказ Минфина России № 163н уделяет внимание не только общим положениям. В Порядке появился самостоятельный раздел «Порядок учета муниципального имущества», в котором, с указанием конкретных сроков по всем процедурам, перечислены действия уполномоченного органа местного самоуправления по ведению реестра.

Исходя из анализа новых требований необходимо признать, что с 17 февраля 2024 года всем муниципальным образованиям потребуется перестроить свою работу по ведению реестра муниципального имущества.

Обновлен Порядок ведения реестра муниципального имущества

20.04.2024

Приказом Минфина России от 10.10.2023 № 163н утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (зарегистрирован в Минюсте 01.12.2023). Документ вступил в силу со дня признания утратившим силу приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества», т.е. с 17.02.2024.

В соответствии с новым Порядком учет муниципального имущества включает получение, экспертизу и хранение документов, содержащих сведения о муниципальном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Уточнены объекты учета муниципального имущества. Объектом учета является следующее муниципальное имущество:

- недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также жилые и нежилые помещения, машино-места, иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам);

- движимые вещи (в том числе документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество, стоимость которого превышает размер, определенный решениями представительных органов муниципальных образований;

- иное имущество (в том числе бездокументарные ценные бумаги), не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, определенный решениями представительных органов муниципальных образований.

Учет имущества в реестре сопровождается присвоением реестрового номера. Реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. Способ ведения реестра определяется уполномоченным органом самостоятельно.

Установлено, что неотъемлемой частью реестра являются документы, подтверждающие сведения, включаемые в реестр (подтверждающие документы) и иные документы, предусмотренные правовыми актами органов местного самоуправления. Уточнены сроки предоставления сведений об объектах учета для внесения в реестр (7 дней), сроки проведения уполномоченным органом экспертизы документов правообладателя и принятия решений по ее результатам (14 дней). Уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

а) об учете в реестре объекта учета, исключении изменившихся сведений из реестра и о внесении в него новых сведений или исключении всех сведений о нем из реестра (если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений);

б) об отказе в учете в реестре объекта учета (если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право муниципальной собственности на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в муниципальной собственности);

в) о приостановлении процедуры учета в следующих случаях: установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений; документы, представленные правообладателем, не соответствуют требованиям, установленным Порядком, законодательством РФ и муниципальными правовыми актами. В последнем случае недостающие сведения и документы необходимо предоставить в течение 7 дней.

Также предусмотрено, что в случае выявления имущества, сведения о котором не учтены в реестре и (или) новые сведения о котором не представлены для внесения изменений в реестр, и установлено, что это имущество находится в муниципальной собственности, либо выявлено имущество, не находящееся в муниципальной собственности, которое учтено в реестре, уполномоченный орган в 7-дневный срок:

а) вносит в реестр сведения об объекте учета;

б) направляет правообладателю требование в 7-дневный срок со дня его получения направить сведения об объекте учета и (или) заявление об изменении сведений либо об их исключении из реестра в уполномоченный орган.

Документом, подтверждающим факт учета имущества в реестре, является выписка из реестра. В приказе приводится рекомендуемый образец такой выписки.

Выписка из реестра, уведомление об отсутствии запрашиваемой информации в реестре или отказе в предоставлении сведений в случае невозможности идентификации указанного в запросе объекта предоставляются заинтересованным лицам с помощью почтовой связи либо в электронном виде, в том числе посредством электронной почты, единого или региональных порталов госуслуг, в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.

Уполномоченный орган вправе предоставлять указанные документы безвозмездно или за плату (если размер платы определен решением представительного органа муниципалитета). Установлены случаи предоставления информации безвозмездно.

Обновлен Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (17.02.2024)В соответствии с новым Порядком учет муниципального имущества включает получение, экспертизу и хранение документов, содержащих сведения о муниципальном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Уточнены объекты учета муниципального имущества.

Учет муниципального имущества в реестре сопровождается присвоением реестрового номера муниципального имущества.

Документом, подтверждающим факт учета муниципального имущества в реестре, является выписка из реестра. Приводится рекомендуемый образец такой выписки.

Выписка из реестра, уведомление об отсутствии запрашиваемой информации в реестре или отказе в предоставлении сведений из реестра в случае невозможности идентификации указанного в запросе объекта учета предоставляются заинтересованным лицам с помощью почтовой связи либо в электронном виде, в том числе посредством электронной почты, единого или региональных порталов госуслуг, в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.

Уполномоченный орган вправе предоставлять указанные документы безвозмездно или за плату, в случае если размер указанной платы определен решением представительного органа соответствующих муниципальных образований, за исключением случаев предоставления информации безвозмездно.

(Приказ Минфина России от 10.10.2023 N 163н, Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2023 N 933)